Во время проверки дети рассказывали о пережитом физическом и эмоциональном насилии. За непослушание их наказывали уколами и привязывали к кровати.
«Жестокость и насилие в отношении несовершеннолетних запрещены, но здесь эти признаки есть», — заключил омбудсмен.
В 2017 году Бюро госуполномоченного по правам человека получило несколько заявлений от родителей детей о возможных нарушениях прав человека в Детской психоневрологической больнице «Айнажи».
Одним из выявленных нарушений Янсонс назвал необеспеченность больницы достаточным числом врачей. В больнице 80 койко-мест, во время проверки в ней лечились 74 пациента, но в больнице работает всего один психиатр, а ночью дежурного врача вообще нет. Несмотря на длительность пребывания детей в больнице, их медицинские карты не оформлены.
Многие нарушения в Детской психоневрологической больнице «Айнажи» с точки зрения прав человека граничат с жестокостью и пытками, заявил сегодня омбудсмен Юрис Янсонс на пресс-конференции.
По его словам детей привязывали и фиксировали на протяжении многих дней и недель.
«У большей части общества пытки ассоциируются со Средневековьем. В то время пытки применялись с целью причинить физические или психологические страдания. Однако в наше время значение пыток намного шире», — считает Янсонс.
Проверка показала, что в действиях в отношении детей в этой больнице заметны признаки пыток, подчеркнул обмудсмен. Во вторник Янсонс подал в Генпрокуратуру заявление об этих нарушениях.
Поскольку в заявлениях на психоневрологическую больницу «Айнажи» были жалобы на противоправную госпитализацию и необеспечение медицинских услуг, в проверке участвовала также Инспекция здравоохранения, пояснил Янсонс.
Детям также не разрешено держать в комнатах личные вещи, что является нарушением Конвенции о защите прав детей, запрещающей нарушать неприкосновенность личной жизни детей.
Детям в «Айнажи» не разрешается звонить своим близким, а когда в больницу звонят родители, разговоры прослушиваются. Корреспонденция детей тоже проверяется. Есть основания считать, что письма детей вообще не доходят до адресатов.
Подростки, находясь в больнице, постоянно испытывают чувство голода. Порции еды маленькие, их объем для четырехлетних детей и для подростков одинаков.
Дети взаимно агрессивны, применяют друг к другу насилие, в том числе сексуальное, и никакой реакции на это в больнице нет.
«Можно говорить о безответственности и бездействии должностных лиц», — считает Янсонс.
Так как материалы проверки указывают на возможный состав преступлений, омбудсмен подал заявление об этих нарушениях в Генпрокуратуру.
В 2017 году Бюро госуполномоченного по правам человека получило несколько заявлений от родителей детей о возможных нарушениях прав человека в Детской психоневрологической больнице «Айнажи».
Одним из выявленных нарушений Янсонс назвал необеспеченность больницы достаточным числом врачей. В больнице 80 койко-мест, во время проверки в ней лечились 74 пациента, но в больнице работает всего один психиатр, а ночью дежурного врача вообще нет. Несмотря на длительность пребывания детей в больнице, их медицинские карты не оформлены. Другие услуги также не обеспечиваются или обеспечиваются в очень ограниченном объеме. Детей не информируют о лечении и его продолжительности, хотя несовершеннолетний пациент тоже имеет право получать эту информацию.
Во время проверки дети рассказывали о пережитом физическом и эмоциональном насилии. За непослушание их наказывали уколами и привязывали к кровати.
«Жестокость и насилие в отношении несовершеннолетних запрещены, но здесь эти признаки есть», — заключил омбудсмен.
Записи в больничном журнале свидетельствуют о противоправных случаях фиксации детей за различные якобы совершенные ими нарушения, причем в присутствии других детей.
Госсекретарь Министерства здравоохранения Айвар Лапиньш на время расследования отстранил от должности члена правления больницы «Айнажи» Илону Балоде.
Теперь уже бывшая глава больницы Илона Балоде признает, что был один случай длительного привязывания пациента к кровати. Речь идет о некой девочке с суицидальными наклонностями.
«Если бы не была применена фиксация, пациент мог погибнуть. Тогда мне бы тоже звонили, говорили, что пациент погиб, и что я могу сказать», — отмечает Балолде.
Правозащитник длительную фиксацию пациентов и прививки в качестве наказания называет пытками. Балоде эти обвинения отрицает.
«Такого не было», — настаивает экс-глава больницы.
В связи с ситуацией в больнице «Айнажи», Инспекция здравоохранения завела дело об административном нарушении. Необходимость заведения уголовного дела будут рассматривать другие органы.
А пока руководство больницы на себя взял глава рижского центра наркологии и психиатрии Янис Будинс. Он уверен, что фиксация детей в больнице «Айнажи» была протиивозаконной.
Как рассказал омбудсмен Юрис Янсонс, Малолетних пациентов за малейшее непослушание привязывали к кровати, в одном случае даже на три недели.
Бывало и такое, что детей привязывали к кровати в присутствии других детей. Были ситуации, когда в пятиместной комнате трое детей были привязаны, а двое нет. Но и это далеко не все ужасы. По словам Янсонса, за проступки детей наказывали так же болезненными уколами.
как рассказал отец, ребенка в больнице кормили недостаточно, «так, чтобы только можно было выжить». К тому же в палате не разрешали держать никаких личных вещей, там были только кровати и шкаф.
Как сообщил телеканал LNT, в больнице в одном помещении содержались дети с легкими и тяжелыми заболеваниями. И 10-летний мальчик был в одной палате с ребенком постарше, у которого, по словам отца, были серьезные психические проблемы. В свою очередь глава больницы Илона Балоде уверяет, что у мальчиков были схожие проблемы, хотя пожаловавшийся отец этого и не признает.
В больнице на 80 пациентов был всего лишь один врач-психиатр, который присутствовал только 2 дня в неделю.