10 марта Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, вылетевший в Кению, потерпел катастрофу в 50 км от Аддис-Абебы, успев набрать высоту 8600 футов (2621 м). Погибли 157 человек, находившихся на борту, — в том числе два гражданина Израиля, 59-летний Шимон Реэм, житель Зихрон-Яакова, и 49-летний Авраам Мацлиах, житель Маале-Адумим, в том числе трое российских туристов и 19 сотрудников ООН, которые летели на конференцию в Найроби.
Пилот запросил посадку сразу после взлета, через шесть минут с лайнером пропала связь.
The Daily Beast со ссылкой на компанию Boeing: пилоты скорее всего столкнулись с так называемой проблемой беглого стабилизатора. К такой ситуации летчиков готовят во время обучения, но в экстренный момент они могли не успеть среагировать и не сбросили вручную горизонтальный стабилизатор.
Boeing 737 MAX 8 — одна из последних моделей американской корпорации. За последние полгода произошли уже две катастрофы с этим лайнером. В конце октября самолет индонезийской авиакомпании Lion Air пропал с радаров через 13 минут после взлета. Крушение произошло около острова Ява, погибли 189 человек.
Через неделю, после катастрофы производитель разослал эксплуатантам сообщение, в котором говорилось, о некоторых особенностях этой модели. При определенных обстоятельствах так называемый датчик угла атаки может давать ошибочные показания, и есть риск пикирования.
«Стандартный Boeing, и процедуры взлетные все те же. До высоты 1500 футов производит все те же операции: уборка шасси, закрылки, интерцепторы, смена режимов двигателя с взлетного на набор высоты, на клаймб. Тут все стандартно. Другое дело, что с MAX на взлете какие-то недочеты с аэродинамикой. Какие, они сами разобраться не могут. Аэродинамика самолета на каждом этапе полета своя. Выпущены закрылки, выпущено шасси, убрано шасси, убраны закрылки — разная аэродинамика. И у них с этим переходным периодом, когда с одной аэродинамики меняют на другую, что-то не так».
«Переходный период», который стоил жизней сотен пассажиров. Вопросов остается слишком много. Достаточно ли проводилось испытаний новой модели Boeing, прежде чем выпустить ее на рынок? И даже если недочеты выясняются только сейчас, то почему производитель не отзывает массово свои самолеты?
Исправить ситуацию, якобы не получится, даже при ручном управлении. С этим не согласен командир Airbus A320 «Аэрофлота», бывший пилот Boeing Андрей Литвинов:
Андрей Литвинов командир Airbus A320 «Аэрофлота», бывший пилот Boeing»Эту систему называют «защитой от дурака»: если нос сильно задирается, то на фюзеляже есть флюгер, сигнализирующий срыв потока, автоматика срабатывает и переводит нос на пикирование, чтобы самолет не упал. Это происходит при включенном автопилоте, но можно пилотировать и в ручном режиме. Эта автоматика есть не только на Boeing 737 MAX, но и почти на всех лайнерах Boeing. Что они наворотили в этом новом самолете, почему он клюет носом? Не думаю, что автоматику нельзя отключить, это просто бред. Любую автоматику можно отключить и пилотировать в ручном режиме».
Boeing 737 MAX закупали и российские компании. Эти самолеты есть в авиапарке S7. Уже в этом году такие лайнеры должны появиться у Utair и «Уральских авиалиний».
После катастрофы в Эфиопии компания Boeing отложила презентацию новейшего лайнера Boeing 777X, запланированную на 13 марта.
Катастрофа эфиопского авиалайнера, упавшего через 6 минут после взлета, заставила десятки авиакомпаний поставить на прикол новые самолеты, привела к падению индекса ценных бумаг компании Boeing и вынудила многих задуматься о будущем гражданской авиации.
Под вопросом оказалась не только дальнейшая эксплуатация новейшей модели компании Boeing, которая начала поступать в авиапарки компаний в 2016 году (напомним, что в мире эксплуатируются 355 лайнеров этого типа, компания получила заказы еще на 5123). Сомнения начала вызывать способность новых систем управления полетом сделать пребывание в воздухе по-настоящему безопасным.
Эти сомнения озвучил не кто иной, как президент США Дональд Трамп, во вторник, который заявил, что самолеты становятся слишком сложными в управлении.
Airplanes are becoming far too complex to fly. Pilots are no longer needed, but rather computer scientists from MIT. I see it all the time in many products. Always seeking to go one unnecessary step further, when often old and simpler is far better. Split second decisions are.…
На своей странице в Twitter Трамп написал, что в наше время для управления лайнером нужны не пилоты, а высококлассные программисты с дипломом Массачусетского технологического института
«Техника чрезмерно усложняется, я вижу это на каждом шагу, — поделился своими наблюдениями президент США.
– Разработчики вечно стараются сделать еще один нужный шаг вперед, а ведь старая техника была проще и работала безотказно.
Решение приходится принимать за секунды. Это очень дорого обходится и приносит слишком мало пользы.
Не знаю, как насчет вас, но мне не нужен Альберт Эйнштейн за штурвалом лайнера.
Я хочу, чтобы за штурвалом были настоящие профессионалы, у которых есть возможность легко и быстро контролировать самолет».