Экономический кризис требует перегруппировки латвийских политических сил и коренных перемен в бюджетном процессе
Большинство развитых в экономическом отношении стран разрабатывает стратегию национального развития, а затем, в рамках этой стратегии, принимает долгосрочные планы и программы социально-экономического развития. Реализуются же эти планы и программы через годовые государственные бюджеты.
В Латвии за двадцать лет независимости стратегия национального развития разработана не была, долгосрочные планы и программы не принимались. Бюджет страны всегда формировался и расходовался по принципу «от достигнутой базы», а затем, усилиями различных политических сил, он подвергался корректировке.
Данное положение дел было терпимо в условиях экономического роста, но в условиях кризиса, когда возникла потребность в увеличении налогов и в существенном урезании бюджетных расходов стало для общества неприемлемым. Возникла потребность в коренном пересмотре процессов формирования и расходования бюджетных средств. Смысл возникших проблем становится ясным из анализа динамики и структуры основных параметров государственого бюджета Латвии после ее вступления в ЕС
Госконтроль раскритиковал процесс формирования бюджета.
Бюджета, который находится под политическим давлением партий. Бюджета, который заставляет страну и ее жителей жить в долг. Подробности ревизии.
Каждый работающий должен 11 тысяч евро, — пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ»
Государственный контролер Элита Круминя отчиталась за ревизию бюджетного планирования страны. Получилось не слишком весело…
Тратим как в «тучные годы»
Латвия, отметила Э. Круминя, ныне состоит в рядах Организации экономического сотрудничества и развития — «клубе относительно зажиточных государств». Однако еще много несоответствий эталону. «Ежегодно возрастающий государственный долг не отвечает ни интересам жителей, ни принципам ОБСЕ, — констатировано в распространенном документе ГК. — В силу недостатка финансовой дисциплины общий долг правительства не снижается, но рефинансируется». В конце 2016 года долг достиг 10 миллиардов евро, причем только в виде процентов каждый работающий житель ЛР в год выплачивал 360 евро.
Недостатки распространяются на отраслевые министерства, в т. ч. на профильный минфин, Кабинет министров и сейм.
Госконтроль «обратил внимание на спешку, с которой решается о повышающих расходы мероприятиях по меньшей мере в размере 130–250 миллионов евро». «Не соблюдая определенный государством порядок и в основе фокусируясь на предложениях политических партий», в 2014–16 гг. потратили по меньшей мере 775 миллионов евро!
— Государственный бюджет все время верстается с дефицитом, разницу нужно занимать на финансовых рынках, — сказала Э. Круминя. Такими темпами к 2030 году долг в расчете на каждого работающего почти удвоится, дойдя до 21 тысячи евро. «Очень серьезно надо думать о подушке безопасности», — порекомендовала шеф Госконтроля. А пока в среднесрочной перспективе — на 2019 год — «не предусмотрен резерв фискального обеспечения». То есть любое провисание собираемости налогов может привести финансы государства к кризисной черте…