иквидация компонента обязательной закупки (КОЗ, OIK) могла бы сократить счета конечного потребителя электричества по меньшей мере на 10%, заявил в интервью Latvijas Radio глава Министерства экономики Арвил Ашераденс. Премьер-министр же предлагает тщательно оценить работу газовых когенерационных станций
«Старый OIK означал, что какому-то производителю гарантированы права на 10-15-20 лет. В оставшейся части поддержки мы переходим на рыночные принципы. И в целом мы видим, что минимальное влияние — в течение трех лет: счета потребителей — и предприятий, и жителей — сократятся по меньшей мере на 10%. Я беру все компоненты, которые тут внутри — и сети, и электричество, и НДС», — отметил Ашераденс.
В данный момент относительная часть OIK в счетах за электричество — более 10%, но менее 20%.
На вопрос о влиянии на производителей, которые в данный момент получают поддержку по OIK, министр ответил: отрасли необходимо существенно меняться. Во-первых, важно ограничение нормы прибыли, чтобы поддержка не была слишком большой.
«Во-вторых, мы очень много работаем в направлении контроля. И немного отошли, кажется, от составной части латвийской предпринимательской повестки дня», — добавил Ашераденс.
Кроме того, предпринимателям приходится искать путь, как сделать электричество более дешевым и работать в условиях рынка.
Ашераденс также признал, что большое давление со стороны предпринимателей на правительство не изменит существующий порядок, однако он уверен, что правительство поддержит полный отказ от OIK в течение трех лет.
Оценивая возможность отказа от OIK, стоит более критично посмотреть на когенерацию газа, заявил LTV премьер-министр Марис Кучинскис.
Он подтвердил, что из плана реформы OIK вычеркнули предложение о «зеленых сертификатах». По словам Кучинскиса, эта система не была бы лучшей, в ней много минусов.
Премьер также призвал критически оценивать когенерацию газа, указав, что в ней «вообще нет никакой зеленой энергии».
Однако получатель одной из крупнейших поддержек по OIK, связанных именно с когенерацией газа, — компания Latvenergo. Кучинскис отметил, что эта поддержка касается регулирования мощностей, и на нее нельзя смотреть полностью в отрыве от всей системы.
«Если бы не было турбин Latvenergo в Саласпилсе, у нас цена бы поднялась, как это было в Скандинавии из-за засухи», — отметил Кучинскис.
С его точки зрения, стоит оценить поддержку тех газовых когенерационных станций, которые «никак не связаны с общей ситуацией».
Министерство экономики подготовило план отказа от выплат по компоненту обязательной закупки (КОЗ, OIK): сделать это рассчитывают за три года — без ущерба для бюджета. Однако опубликованный проект уже встретил волну критики — и в парламенте, и даже среди участников рабочей группы по вопросу OIK.
«Если мы сравниваем цифры, в прошлом году затраты были более 60 млн евро, это больше 1% ВВП. Нормально — если мы сравниваем с Эстонией, Литвой — это 0,3% ВВП», — указал министр экономики Арвил Ашераденс.
«Технически мы можем отказаться от OIK хоть со следующего года. Не проблема. Но тогда мы окажемся в судах, а по их вердиктам нам придется выплачивать огромные суммы — сотни миллионов евро. Поэтому наша задача – в ближайшие годы разработать законные сценарии этого решения. К тому же, найти их нам поможет и Еврокомиссия», — ранее заявил Ашераденс.
Среди предложений по реформе системы обязательной закупки «зеленой» электроэнергии прозвучало и такое: компонент обязательной закупки (КОЗ, OIK) в цене электроэнергии устранить, а на смену этой непопулярной системе ввести «зеленые сертификаты».
Одновременно продолжается поиск станций, выданные которым лицензии на участие в системе OIK следует аннулировать. Число станций, лишенных лицензий OIK, достигло уже 25. По оценке министерства, это позволит в ближайшие 10 лет не переплатить за OIK около 375 млн евро.
Министерство уже подсчитало: если ввести все предложенные меры, потребители электроэнергии в ближайшие 4 года смогут сэкономить 100 млн евро. Все нормативные акты по изменению системы OIK Минэкономики должно подготовить до 1 сентября, но принимать их, вероятнее всего, будет уже Сейм следующего созыва.
Rus.Lsm.lv уже приводил обобщенные Еврокомиссией данные: по состоянию на конец прошлого года электроэнергия в Латвии для конечных потребителей была самой дорогой в Балтии. Причем в последние годы, после открытия рынков электричества, в Литве и Эстонии цены последовательно снижались, в Латвии же — росли. Оптовые цены накануне открытия рынков, в декабре 2014 го, были на 51% выше, чем в декабре 2017-го. В Эстонии и Литве цены для потребителя в целом повторили это снижение.
В итоге, хотя исторически стартовые позиции были практически одинаковыми и отличия в тарифах начинались только после запятой, в Эстонии электричество в конце прошлого года было дешевле, чем в Латвии, ровно на треть, в Литве — на 42%. Правда, в Латвии за эти годы изменилась структура тарифа — в плате за доставку в августе 2016-го появилась одна постоянная часть («за мощность подключения»), а с 1 января 2018-го — вторая. Она введена для изменения порядка начисления и уплаты компонента обязательной закупки (КОЗ, OIK). Ранее размер платежа был прямо пропорционален фактическому потреблению, теперь же и он имеет постоянную часть. Таким образом, клиент даже с нулевым потреблением обязан покрыть уже два постоянных платежа. Данные Еврокомиссии эту последнюю реформу не учитывают.
Глава правительства Марис Кучинских обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой оценить, законно ли получали госсубсидии десять ветровых станций, а также проверить всю хронологию введения компонента обязательной закупки (КОЗ, OIK) с 2007 года.
Перед каждыми выборами политики находят новую популярную тему для обсуждения. В последнее время одной из таких стал компонент обязательной закупки (КОЗ, OIK), заявила журналистка Latvijas Radio Мадара Фридрихсоне, комментируя предвыборную борьбу между партиями.