создание приоритета, для этих государственных предприятий.
Иначе говоря, это лоббирование не Бельгийских дельцов и фермеров, а нашего латвийского производителя, с целью снижения себестоимости и цены для конечного потребителя. При этом, не запрещая капиталистическую модель, предложенную в ЕС., а также не создавая таможенные барьеры, в виде ввозной пошлины.
Собственно, с мясом всё.
С лесом, ещё проще,
нужно создать условия, чтобы использование сгоревших лесов, стало не возможным, их использование, не выгодным и жестоко каралось уголовным преследованием,
например,
запрет на юридические сделки и использование сгоревших лесов и земли, в любых целях, в течении 25лет, и уголовное преследование, за исключением обусловленными случаями государственной необходимости, экологии или безопасности.
Собственно сам контекст:
Есть домашние производители, которые скупают нашу продукцию и потом продают ее как свою, в интервью газете Dienas bizness рассказал председатель правления мясоперерабатывающего предприятия Forevers Андрей Ждан.
Фрагмент из интервью:
Какова конкуренция заводского производителя Forevers с домашними производителями? Особенно на Рижском Центральном рынке видно, что покупатели зачастую выбирают продукты домашнего производства.
Я считаю, что домашние производители неконкурентоспособны. Они могут заработать себе на проживание, но не более того. Проблема с ними в том, что многие не соблюдают санитарно-гигиенические нормы на своем производстве, то есть не соблюдают те стандарты, которые для промышленного производителя обязательны. Также нужно подчеркнуть, что есть домашние производители, которые закупают нашу продукцию, а потом ее продают как свою, только с соответствующей наценкой. Я считаю, что домашние производители – это в большой степени иллюзия для тех людей, у кого есть деньги, чтобы покупать дорогие продукты.
Вы не думали над тем, чтобы увеличить использование местной свинины? Почему такой большой удельный вес импорта?
В ближайшие годы не планируем. Это было бы безумием. Потому, что из-за свиной чумы уменьшилось поголовье свиней, и потому, что местные производители не могут обеспечить нужное качество и объемы. Свинину мы в основном импортируем из Бельгии. Для нас главными критериями при закупке мяса являются качество, стабильные поставки и возможность обеспечить необходимые объемы.
В вашей отрасли – мясная продукция – превалирует цена или качество? Наблюдается ли тенденция, что покупатели выбирают премиум-продукты?
В мире наблюдается тенденция, что белок превалирует над углеводами. Это нам, конечно, на руку, так как потребление продуктов, богатых белками, растет. В то же время мы работаем в обычном, а не премиум-сегменте, так как у нас просто нет такого сырья. Например, знаменитая ветчина прошутто производится из мяса особо выращенного скота, и закупочная цена на него очень высокая. Стоит отметить, что латвийские покупатели мяса очень консервативны, они не особенно хотят инноваций и отдают предпочтение мясной продукции среднего класса, но хорошего качества. Для покупателей важно как качество, так и цена. Если говорить о качестве, то многие производители, к сожалению, занимаются нечестным маркетингом. Например, на этикетке указано, что в продукте 90% мяса, но технически это невозможно. Если мясные изделия, например, колбасу, сосиски и т.д. производить в соответствии с регулой ЕС, то мясом не считается сало, кожа, кости, механически отделенное мясо, субпродукты. Самое высокое содержание мяса – это 85%. Если какой-то производитель указывает процент выше, то ясно, что это нечестный маркетинг. Например, на рынке Германии вы не найдете мясную продукцию без Е-веществ и с содержанием мяса в 90%. На такого производителя, кто указал бы это на этикетке, подали бы в суд.
Какие у вас, как у производителя, отношения с супермаркетами? Легко или сложно попасть в сеть супермаркетов и не используют ли они свое положение монополистов?
Сейчас проблема уже меньше, чем когда-то, благодаря норме закона о злонамеренном использовании доминирующего статуса. В то же время надо отметить, что с сетями супермаркетов работать непросто. Именно поэтому у Forevers уже лет 10 своя сеть магазинов. Конечно, заниматься розничной торговлей для производителя нехарактерно, однако жизнь заставила и от своих магазинов мы не откажемся. 45% нашей продукции мы продаем через свои магазины.
Forevers также экспортирует свою продукцию?
Да, в Литву, Эстонию и Великобританию. Если говорить о Брексите, это нас не особо беспокоит, так как в Великобританию объем нашего экспорта маленький, он предназначен для этнических магазинчиков. Если говорить об общем объеме экспорта, то мы хотим его увеличивать, поначалу в Литву и Эстонию.
Какая у вас ситуация с доступностью рабочей силы?
У нас, конечно, есть вакансии. Большая проблема с качеством рабочей силы, понимая под этим образование, так как ни одно профессиональное учебное заведение не готовит специалистов для нашей отрасли. Поэтому мы сами их обучаем. Я бы сказал, что и качество образования продовольственных технологов хотелось бы иметь выше. При этом зарплаты у нас на предприятии вполне конкурентоспособные.
Стоит приглашать работников из третьих стран?
Конечно, особенно принимая во внимание эмиграцию местных работников. К тому же я не согласен с теми, кто говорит, что, открыв рынок труда, зарплаты остановятся, не будут расти и это негативно повлияет на местных работников. Зарплаты будут расти и в случае открытия рынка труда, так как это увеличит конкурентоспособность предприятий.